Кафедра общей и социальной психологии Вопросы к госэкзамену по направлению Психология 1.Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина: методологические допущение и методы. Показать на примере сравнения двух школ (направлений) в психологии (по выбору студента). 2.Соотношение биологического и социального в психике человека. Проблема различения индивидуально-типологических особенностей человека (темперамент) и характера. Учет индивидуальных особенностей адресата при решении задач преобразующего воздействия. 3.Психотехнологии формирования различных навыков: общее представление и анализ с позиций различных подходов – Н.А. Бернштейн, Анохин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин. 4.Обратная связь в обучении и общении. Принцип сенсорных коррекций. Использование приемов обратной связи в профессиональной деятельности психолога. 5.Методы психологии: исследование, обследование и преобразование. Их различия и взаимодополняемость. Соотношение диагностики и коррекции. 6.Комплексное индивидуально-психологическое обследование: принципы, нормы, условия, проблема адекватности методов. 7.Соотношение теории и научной гипотезы. Основы планирования эксперимента: проблема, цель, задачи, виды переменных, подбор методов сбора данных и пр. На материале собственной выпускной квалификационной работы. 8.Функции и структура диагностического заключения (описание и теоретическое обоснование). Предложить пример удачного диагностического заключения (дать анализ). 9.«Рефлексологический» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов) и «бихевиоральный» (Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер) этапы в истории психологии. 10.Способности. Теории способностей. Проблема формирования способностей: сходство и различия между способностями и навыками. 11.Развитие концепций бессознательного. Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного. «Коллективное бессознательное» и «архетипы» в творчестве К.Г. Юнга. Установка и бессознательное в психологической школе Д.Н. Узнадзе. 12.Диагностика способностей: методы, проблема их валидности, тенденции развития методов. 13.Соотношение воображения и творческого мышления. Эрудированность и творчество. Исследования творчества. Диагностика креативности. Развитие творческого потенциала. 14.Деятельностный подход – аргументы в его пользу и критика. Теория знаково-орудийной опосредованности и социальной обусловленности человеческой психики. Методологическое значение работ Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева. 15.Понятие нормы в психологии. Различие между статистической и психологической нормами. Критерии психической нормы. Социальные и биологические нормы. Соотношение нормы и патологии. 16.Стадии онтогенетического развития человека: сравнительный анализ подходов отечественных и зарубежных авторов. Использование идеи стадиальности индивидуального развития для целей обучения и психотерапии (психологического консультирования). 17.Аргументы в защиту и критика предмета и методов познания в интроспективной психологии. Экспериментальная психология (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс). 18.Понятие деятельности. Структура деятельности. Внутренний и внешний план деятельности, взаимопереходы между ними. Виды деятельностей. Понятие ведущей деятельности в концепции Л.С. Выготского–А.Н. Леонтьева. 19.Проблемы и перспективы развития психологии, новые направления. Предложить версию тенденций в развитии психологии. 20.Эмоции и чувства. Социальные нормы эмоционального реагирования, феномены коллективных эмоциональных состояний. Индивидуальные особенности эмоционального реагирования. Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции. 21.Движущие силы развития в представлении отечественных психологов. Биологическое, социальное и духовное развитие. Онтогенетическое становление человека как (социального) индивида, как личности и как индивидуальности. 22.Теории эмоций. Функции эмоций. Классификация эмоциональных явлений. Методы изучения эмоций. 23.Сравнительный анализ подходов и направлений к изучению личности в з
Скидки:
Постоянным покупателям предоставляются скидки:
Скидка не предоставляется на данный товар
Доп.Информация:
24.Характеристика процессов сенсорно-перцептивного отражения: ощущение и восприятие. Сходство и различие этих процессов. Основные подходы к изучению сенсорно-перцептивных процессов в разных психологических и психофизиологических теориях. Значение развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. 25.Внутриличностные механизмы, обеспечивающие социализацию ребенка. Социальная ситуация развития и личностный рост. 26.Мышление и речь. Функции и виды речи. Стадии развития понятий. Особенности развития речи в раннем и дошкольном возрасте (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Дж. Брунер). Характеристики обыденного сознания у взрослых. 27.Иерархия мотивов как основание личности. Поступок, целостность личности. Соотношение свободы и ответственности личности. Личностная сила. Гражданская позиция. 28.Воображение, виды воображения, механизмы создания образов воображения. Соотношение воображения и мышления. Развитие воображения в онтогенезе. Использование воображения в построении современных психотехнических и психотерапевтических процедур. 29.Соотношение понятий направленность личности и личностный смысл, их место в характеристике личности. Место потребностей в смысловой регуляции деятельности человека. 30.Анализ теорий и подходов к проблеме внимания. Внимание в социальных отношениях, управление вниманием группы. Место внимания в профессиональной деятельности психолога. 31.Мотивы, потребности и эмоции человека: их соотношение, функции и влияние на развитие познавательных процессов. Виды потребностей. Преобразование потребности в мотив. Соотношение понятий «потребность», «мотив», «эмоции». 32.Психология девиантного поведения (психопатология, патохарактерологические и психопатологические особенности поведения, аддикции и пр.). 33.Психологическое консультирование: понятие, цели, задачи, принципы. Основные направления в психологическом консультировании. Особенности консультирования отдельного человека, семьи и организации. 34.Семья как малая группа. Роль семьи в личностном развитии и социализации ребенка. Проблема ранних детских фиксаций: феномены и интерпретации. 35.Сущность преобразующего воздействия. Объект, цель, задачи и принципы. Соотношение понятий: «психотерапия», «психологическое консультирование» и «психологическая коррекция». 36.Понятие воли, феноменология волевых актов. Соотношение понятий воля и произвольность. Механизмы волевой регуляции. Волевые качества личности, возможные пути их формирования. Совладающее поведение. Теории воли. Волевые качества личности. Развитие силы воли. 37.Соотношение социально-психологической теории и социально-психологической практики. Методы социальной психологии. 38.Содержательные и процессуальные теории мотивации. Мотивация и эффективность деятельности. 39.Психологическое воздействие как социально-психологическая задача. Экологические требования к психологическому воздействию в средствах массовой информации. 40.Групповая динамика. Особенности групповой динамики в терапевтических сообществах, производственных, учебных и дружеских коллективах. 41.Характеристики обыденного сознания. Массовые явления. Механизмы образования человеческих сообществ. 42.Режимы функционирования психики. Психические состояния. Измененные состояния сознания (психики). Управление состояниями, принципы, условия и основные методы работы с негативными переживаниями. 43.Агрессия. Филогенетические предпосылки, социальная регламентация, психологические механизмы. 44.Общение как основной механизм социализации. Функции общения, структура общения (компоненты) и процесс. Общение как основное условие и механизм профессионального воздействия. Компетентность в общении как профессиональная квалификация психолога. 45.Самосознание. Место самосознания в структуре личности. Формирование индивидуального и группового самосознания. 46.Межличностные отношения: аттракция, близость, интимность. Социально-психологические подходы к изучению любви. 47.Управление процессом формирования самосознани
Статистика:
Количество продаж 3
Количество возвратов 0
Положительных отзывов 0
Отрицательных отзывов 0